Основная информация. Примерно о
Формы проведения педагогических советов
Классические
Интенсифицированные
Нетрадиционные
На основе:
доклада руководителя ОУ с обсуждениями;
доклада руководителя ОУ с содокладами заместителей руководителя ОУ;
доклада руководителя ОУ с содокладом приглашенного специалиста
Педсовет – деловая игра.
Педсовет – семинар-практикум.
Педсовет – аукцион педагогических идей.
Педсовет-диспут, дискуссия (дебаты).
Педсовет – презентация педагогических инноваций
Педсовет – методический день.
Педсовет – творческий отчет.
Педсовет в форме КТД.
Педсовет-конкурс.
Педсовет-фестиваль.
Педсовет-конференция.
Педсовет – мастер-класс
Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с учителями. По форме и организации деятельности участников этих педагогических советов выделяются прежде следующие технологии: традиционный педагогический совет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами или с приглашением докладчика-специалиста
Недостатки традиционного пед. совета отражены на слайде.
Основными недостатками традиционного педсовета, являются:
авторитарный стиль ведения педсовета, превращение педсовета в нструктаж;
поверхностное обсуждение поставленных проблем;
абстрактность докладов;
низкая результативность.
Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них потребность в деловой дискуссии и оказать влияние на положение дел в школе, нужно использовать нестандартные, современные нетрадиционные интенсифицированные формы проведения.
Интенсифицированные педагогические советы проводятся в два этапа. На первом этапе применяются традиционные методы проведения педагогического совета, соблюдается классическая процедура, включающая аналитический доклад, академическую или публичную лекцию. На втором этапе происходит интенсификация через вовлечение всех членов педагогического коллектива в обсуждение вопросов педагогического совета.
Основные интенсифицированные формы проведения педагогических советов представлены в таблице на слайде.
В практической части мы вам предлагаем поучаствовать в пед. совете ярмарке педагогических идей «Новые формы воспитательного взаимодействия с учащимися»
На первом этапе педсовета-ярмарки (аукциона) на рассмотрение выносятся различные педагогические идеи (технологии, техники, методы, формы, средства) по определенной педагогической проблеме. Каждый из последователей или авторов идеи делает ей рекламу, готовит специальное сообщение. На втором этапе учителя "покупают" те идеи, которые, на их взгляд, заслуживают внимания. Организационный комитет (жюри) подводит итоги, представляет педагогическую идею, заработавшую большее количество "денег" (баллов, очков). Далее формулируется решение педагогического совета. Педсовет-аукцион поощряет инициативу педагогов, их самостоятельность и творчество, попытки создать технологию решения педагогической проблемы.
Нетрадиционные педагогические советы могут рассматриваться как особая технология работы с коллективом, которая имеет три уровня целей:
- образовательная цель
- коллективообразующая цель
- организационно-деятельностная
Краткое описание эффективных форм проведения пед. советов представлены в приложении 5
- Педагогический совет – «круглый стол» (Коллективное размышление над заданной проблемой, требующее постановки актуальных вопросов для обсуждения, подбора соответствующей литературы, предварительного обсуждения отдельных вопросов группами учителей, соответствующую деловую обстановку и ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.);
- Педагогический совет – деловая игра (Обучающая форма, в ходе которой участники наделяются определенными ролями, учатся анализировать и решать сложные педагогические проблемы. Специфической особенностью игры является возможность создать эмоциональный настрой, который повышает интерес учителей к обсуждаемой проблеме, активизирует творческую деятельность, делает игру действенной и экономичной формой управления учебно-воспитательным процессом.) ;
- Педагогический совет – защита инноваций (Каждой творческой группе учителей дается задание: предварительно подготовиться и на совете в лаконичной форме изложить идеи и особенности конкретной педагогической инновации по четко установленным критериям. В ходе подготовки группа выбирает из своего состава исполнителей следующих ролей: автор-новатор, оптимисты, пессимисты,реалисты.)
В результате делового обсуждения инновации по ролям педагогический советколлективно приходит к тому или другому решению о целесообразности ее применения.
- Педагогический совет в форме КТД (Это такая организация деятельности, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества и заботы об общественном благе. Педагогический совет в форме КТД предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются: сознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива; разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости; частичное осуществление контроля членами коллектива; деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.
В условиях современной школы, работающей в режиме развития, педагогический совет в форме КТД может применяться (давать эффект) при следующих условиях: для обсуждения берется кардинальная, общественно значимая воспитательная или образовательная проблема; у педагогов имеется достаточный уровень мотивации на решение этой проблемы; коллектив имеет опыт организации КТД в работе с детьми.
- На педагогическом совете - творческом отчете отдельного учителя или методического объединения обобщается передовой педагогический опыт, который становится достоянием всех. Такой педагогический совет - один из важнейших способов повышения методического уровня учителей. Учитель, выступающий с творческим отчетом, - это человек, пользующийся уважением в коллективе, систематически добивающийся высоких результатов, носитель передового педагогического опыта, способствующего формированию и развитию профессионального мастерства, увеличению числа учащихся с ярко выраженной потребностью в самообразовании, глубокими интересами, творческим отношением к труду..
- Педагогический совет-презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации - привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.
- Педагогический совет-конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.
- Педагогический совет-аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта», поощряет рост инициативы учителей, их самостоятельность и творчество. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они видели друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя (жюри).
- Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.
- Проблемно-деловая (рефлексивно-ролевая) игра - результативная форма для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период времени. Основное место в таком педагогическом совете занимает групповая работа. Участники различных ролевых микрогрупп определяют негативные (позитивные) моменты в работе, вырабатывают цели и задачи на новый период, разрабатывают программы действий, которые лягут в основу решения педагогического совета.
- Педагогический совет – диспут (дискуссия) - это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истцы. Педагогический совет-дискуссия предполагает, что каждый учитель (или большинство) коллектива выскажет свое мнение по какому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Разновидностями дискуссии являются формы «круглого стола», «философского стола» и др.
- Педагогический совет – конференция - это форма предъявления общественности каких-либо результатов, итогов, опыта. На конференциях в устном или письменном виде авторы делают заявки на первенство, рекламу, обмениваются информацией. Обычно конференции являются открытыми публичными мероприятиями, предполагают обсуждение сообщений. Педагогический совет-конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом - суть педагогического совета-конференции.
Подготовка итогового педагогического совета в форме конференции ведется с начала учебного года: на нее нацеливаются планы всех управленческих подразделений школы, ведется диагностика учебно-воспитательного процесса, в течение года отбираются лучшие методические работы учителей. За месяц-два до педагогического совета составляется программа и начинается подготовка докладчиков.
Проводится педагогический совет-конференция в виде серии коротких докладов, содержащих итоги работы педагогов и руководителей. Тематика педагогических советов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практический характер.
Педагогический совет – методический день
Педагогический совет-методический день содержит в себе элементы как семинара, так и практикума. Разработка педагогического совета в форме методического дня начинается за 2-3 недели на заседании методического совета. Анализируется работа школы, выделяется проблема, разрабатывается содержание, составляется план подготовки, оформляется выставка.
Данная форма работы требует частичной перестройки расписания уроков. Рабочий день открывает первое пленарное утреннее заседание педагогического совета (краткий обзор проблем; инструктаж по дальнейшей организации педагогического совета). Члены ученического самоуправления в это время проводят классные (информационные) часы.
В течение второго урока проводятся открытые уроки и мероприятия(практическая часть). Расписание посещений уроков может быть составлено по различным схемам: линейной, круговой, секционной и т. д. По окончании урока организуется 20-30-минутный перерыв, в течение которого проводится краткое первичное обсуждение увиденного. Делаются обобщения, выделяется положительный опыт, даются рекомендации.
Далее члены инициативной группы анализируют и обобщают результаты деятельности, готовятся к послеобеденному заседанию, оформляют бюллетени.
Второе пленарное заседание начинается с самоанализа уроков учителями с позиций темы педагогического совета. Затем группа дает оценку того, как данная проблема реализована на практике. По итогам выступлений всех групп вырабатываются рекомендации, принимается решение.
Таким образом, в ходе педагогического совета реализуется главная цель - глубокое, всестороннее рассмотрение определенной проблемы обучения и воспитания как в теории, так и на практике.
т 300 до 500 символов.